Крест. Обычай носить крест

«Первым цивилизованным народом, широко использовавшим кресты, были древние египтяне. В египетской традиции существовал крест с кольцом, анх, символ жизни и богов. В Вавилоне крест считался символом Ану — бога небес. В Ассирии, которая первоначально была колонией Вавилона (во втором тысячелетии до н. э.), крест, заключённый в кольцо (символизировавшее Солнце, чаще под ним изображался ещё лунный серп), был одним из атрибутов бога Ашшура — бога Солнца.

То, что символ креста использовался в различных формах языческого поклонения силам природы до появления христианства, подтверждают археологические находки практически по всей территории Европы, в Индии, Сирии, Персии, Египте, в Северной и Южной Америке. Так, например, в древней Индии крест изображался над головой фигуры, убивающей детей, и на руках бога Кришны, а в Южной Америке муиски верили, что крест изгоняет злых духов, и клали под него младенцев. И до сих пор крест служит религиозным символом в странах, на которые не распространяется влияние христианских церквей. Например, у тенгриан, уже до новой эры исповедовавших веру в Бога Небесного Тенгри, существовал знак "аджи" — символ покорности в виде креста, нанесенного на лоб краской или в виде татуировки.

Знакомство христиан с языческой символикой еще в первые века христианства вызвало различные комментарии об общих символах. Так, Сократ Схоластик описывает события во время царствования Феодосия:

"При разрушении и очищении Сераписова храма найдены в нём вырезанные на камнях так называемые иероглифические письмена, между которыми были знаки, имевшие форму крестов. Увидев такие знаки, христиане и язычники, те и другие усвояли их собственной религии. Христиане утверждали, что они принадлежат христианской вере, потому что крест считали знамением спасительных Христовых страданий, а язычники доказывали, что такие крестовидные знаки общи и Христу, и Серапису, хотя иное значение имеют у христиан и иное — у язычников"» (Википедия).


Откуда обычай носить крест на шее

Обычай носить крест на шее имеет нехорошее начало и основан на притеснениях последователей Иисуса Христа. Одним из притеснителей был Апостол Павел (Савл).

«Павел [лат. Паулюс, "маленький", "низкий"]. П[авел], унаследовавший от отца рим[ское] гражданство (Деян[ия] 22:28), был сыном благочестивых иудеев, ревностным учеником раввинов (Деян[ия] 22:3). В молодости Савл был истовым иудеем, с детства преданным закону Моисея, беззаветно любившим свой народ» (Библейская Энциклопедия Брокгауза). Павел всячески преследовал христиан. Гонимые, они «рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (Деяния 8:1). Когда в Иерусалим пришло известие, что в Сирии внутри иудейской общины появились христиане, Павел отправился на их подавление.

«3 А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу». 
Деяния 8

«1 Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику 
2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим». 
Деяния 9

«5 как засвидетельствует о мне первосвященник и все старейшины, от которых и письма взяв к братиям, живущим в Дамаске, я шел, чтобы тамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание». 

Деяния 22

Павел командовал и принимал участие в избиении Стефана:


«57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, 

58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, 
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой». 
Деяния 7

«1 Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии». 

Деяния 8

«1 Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику 

2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим».
Деяния 9

Когда Павел был на пути в Дамаск «внезапно осиял его свет с неба» (Деяния 9:3) и к нему обратился Господь, после чего он ослеп. Потом «как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел» (Деяния 9:18). После этого Павел стал одним из мощнейших популяризаторов темы, «что Сей есть Христос» (Деяния 9:22).

«В средние века жизнь евреев арабского мира была безопасней, чем у евреев Европы. Тем не менее в Египте халиф Хаким (XI в.) приказал христианам носить на шее полуметровый крест, а евреям — шары весом около 3 кг в "памятьо том, что их предки некогда поклонялись голове тельца (см. "Золотой телец")».

Йосеф Телушкин, «Еврейский мир», страница 130

Чем меньше крест, тем больше воли

«Выражения русского языка

  • Взять под крест — старинное выражение с не вполне ясным смыслом (под крестное обещание оплатить, вернуть?) "Взять под крест" — означает взять в долг, без денег. Раньше практиковалась выдача товаров из лавки в долг, при этом делалась запись в долговую книгу. Наибеднейшая часть населения была, как правило, безграмотна и вместо подписи ставили крест. 
  • На тебе креста нет — то есть (о ком-либо) бессовестный. 
  • Нести свой крест — переносить трудности. 
  • Поставить крест (также: Похерить) — (иносказательно) совершенно покончить с чем-либо; перечеркнуть косым крестом (в форме буквы русского алфавита "Херъ") — вычеркнуть из числа дел» (Википедия).
Выражения не от добра.

«Помимо "Нового завета"одно из самых ранних упоминаний о Йешу встречается в работах римского историка Тацита, который приводит имя Йешу и факт его распятия на кресте римскими властями. За какого рода преступления распинал Рим своих узников? Мы знаем, что эта казнь применялась в отношении двух категорий лиц: восставших рабов и тех, кто совершил особо тяжкие преступления (к каковым в первую очередь относились политические смутьяны). Йешу подпадал под вторую категорию  факт, засвидетельствованный надписью над его головой во время распятия: "Царь иудейский"Вероятно, Йешу был одним из многих политических мятежников-евреев, выступавших в I в. против римских завоевателей. За время римского господства в Иудее было распято от 50 до 100 тысяч активных борцов против римского владычества».

«Еврейский мир», страница 395



Уместно вспомнить о «Крещении Руси», так как из представленного выше понятно, что это было за мероприятие.


И ещё:



Комментарии