Вавилон. Исчезнувший «космодром»

Многие слышали песню «Вавилон» метал-группы «Кипелов» (носит имя лидера — Валерия Александровича Кипелова).

Вавилон,
Вавилон,
Что ты построил?
Что разрушил?

Вот что написано в Библейской Энциклопедии Брокгауза:

«Вавилон

В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Название "Вавилон" [евр. Бавель] впервые встречается в связи с образованием царства Нимрода (Быт. 10:10), а затем упоминается в рассказе о строительстве башни (Быт. 11:9). При этом название города связывается со значением "смешивать", "рассеивать". Евр. слово бавель и греч./лат. Бабилон восходят к вавил. баб-или, которое, в свою очередь, является переводом шумер. названия кадингир-ра, что означает "врата Бога". В ВЗ, уже в рассказе о строительстве башни, В. становится олицетворением могуществ. силы, противной Богу. Вавил. башня — предостерегающий символ человеч. гордыни, следствием которой стало смешение языков и рассеяние народов. Согл. вавил. преданию, город был основан богом Мардуком и разрушен царем Саргоном ок. 2350 г. до Р.Х. И хотя в результате археол. раскопок не было получено доказат-в существования на месте В. города до 1800 г. до Р.Х., из вавил. преданий следует, что на этом месте все же находился свящ. город. В тексте, датируемом учеными приблизит. 2250 г. до Р.Х., описывается восстановление в В. башни-храма (зиккурата). В этой эпопее, которой было дано название "строительство Вавилонской башни", говорится о башне (мигдоле), которая должна была стать символом города и исповедуемой в нем религии. Из Быт. 11 можно сделать вывод, что ни сама башня, ни город не были достроены и что башня представляла собой ступенчатый храм, многоэтажный зиккурат. Впервые подобное строение было воздвигнуто в Вавилонии в нач. III тысячел. до Р.Х. на сооруженной рядом с главным храмом низкой платформе, на которой находилась целла божества. Согл. Шарр-кали-шарри, следующие упоминания о вавил. зиккурате связаны с его восстановлением царем Асархаддоном (681—669 гг. до Р.Х.). Шумерское название зиккурата — "Этеменанки" ("Дом, являющийся основанием неба и земли, верхушка которого достигает неба"). Он был соединен с храмом Мардука. Это строение сильно пострадало при нашествии Синаххериба (библ. Сеннахирима) в 689 г. до Р.Х. и во время войны 652—648 гг. до Р.Х., но затем было восстановлено Навуходоносором II (604—562 гг. до Р.Х.). Оно было обнаружено Р. Кольдевеем в 1890 г. Это строение описано Геродотом, видевшим его около 460 г. до Р.Х. Нижний этаж здания имел в основании квадрат 90 х 90 м и выс. 33 м. Далее располагались еще пять этажей выс. от 6 до 18 м, площадь каждого из которых последовательно уменьшалась. На самом верху башни находилось святилище, в которое, как считалось, спускался с небес бог. Вавил. зиккурат был разрушен Ксерксом в 472 г. до Р.Х. Александр Македонский не успел восстановить его. В наст. время на месте некогда величественного здания находится котлован. Неизвестно, являются ли башня, упомянутая в гл. 11 Быт., и башня, описанная Геродотом, одним и тем же строением. Хотя в библ. рассказе, обнаруживающем все признаки историч. достоверности, говорится о башне как о здании, которого больше не существует. Как известно из многочисл. клинописных текстов, В. был в древности одним из самых могуществ. городов в Передней Азии. Его полит. влияние особенно окрепло во время правления Хаммурапи. Позже В. был завоеван хеттами, а затем касситами, которые основали т.наз. касситскую династию, правившую в Вавилонии на протяжении нескольких столетий. Закат В. начался ок. 1100 г. до Р.Х., когда в стране развернулась ожесточенная борьба за власть между вавилонянами-аккадцами и халдеями, арам. кочевыми племенами, обосновавшимися на юге Вавилонии. Смена аккад. и халдейских царей на троне в В. часто зависела от воли Ассирии. В 689 г. до Р.Х. город был полностью разрушен Синаххерибом, но вслед за тем восстановлен его сыном Асархаддоном. После смерти Ашшурбанипала на трон в 626 г. до Р.Х. взошел Набопаласар, основавший Нововавилонскую монархию. Во время правления его сына Навуходоносора II В., ставший главным городом могуществ. империи, заново обрел cвое прежнее влияние. Роскошные строения огромного города заставили преисполненного гордыни царя воскликнуть: "Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!" (Дан. 4:27). (О глиняных табличках с именем предпоследнего царя Иудеи, найденных под сводами знаменитых "висячих садов" (⇒ Раскопки, IV,2) ⇒ Иехония.) В 539 г. до Р.Х. городом завладел перс. царь ⇒ Кир (Дан. 5). Пир Валтасара происходил в юж. крепости, в тронном зале дл. 52 м, шир. 17 м и выс. 20 м. Во время пиршества на стене зала появилась таинственная надпись. Попав под власть Персии, В. дважды поднимал восстание против Дария I (сына Гистаспа), но оба раза терпел поражение и в результате лишился своих укреплений. В 312 г. до Р.Х. В. был захвачен Селевком Никатором, основателем сир. династии Селевкидов, который, разобрав гор. постройки, возвел из этого материала новый город Селевкию на берегу Тигра. Это было концом великого города, "красы царств, гордости Халдеев" (Ис. 13:19). Тем самым сбылось пророчество Иеремии: "...и не будет обитаема во веки и населяема в роды родов" (Иер. 50:39)».

Из текста следует:
  1. Чем изначально был Вавилон (в начале текста название в кавычках) — известно: евреи/иудеи назвали Вавилон «врата Бога», что указывает на способ явления Бога или Богов.
  2. После кое-каких неприятностей произошёл перехват управления и установление нового культа (на Красной площади до сих стоит пор зиккурат), что привело к деградации тогдашних людей.
  3. Башня так и не была достроена (Бытие 11).
  4. Неизвестно, что башня, упомянутая в Бытие 11, и башня, о которой писал Геродот — одно и то же строение.
  5. В Библии написано, что башни больше не существует.
  6. В конце текста описан конец Вавилона.

Коротко о переводах Библии

В Википедии написано, что Ветхий Завет написан на древнееврейском языке (библейском иврите), за исключением некоторых частей, написанных на арамейском языке. Новый Завет написан на древнегреческом языке (в форме койне). Потом Библию переводили на другие языки. Например, в 406 году был создан армянский алфавит (алефбет на «хибру»), а в 9 веке Библия была переведена на понятный восточным славянам язык. Что они там напереводили, то имеем сегодня. Перевод Библии на славянский язык, как известно, осуществляли Кирилл и Мефодий — «первоучители и просветители славянские». В 1751 году по указу императрицы Елизаветы была издана церковнославянская Библия, так называемая «Елизаветинская», текст которой был сверен с древним греческим переводом — Септуагинтой. Елизаветинская Библия с незначительными правками графического характера до сей поры используется как авторизованный текст для богослужения в русском православии. А в 1876 году впервые вышла из печати полная русская Библия — «Синодальный текст», так как она была издана под руководством Синода.

«1 На всей земле был один язык и одно наречие.
2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;
сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.
9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».
Синодальный текст, Бытие 11

Господь, как можно видеть, принимал решение не один. Был один язык — один народ (группа людей с общей культурой), а одно наречие — одна кодировка произношения звуков, то есть речь. Строили город и башню.

Толковая Библия, или комментарий на все книги св. писания Ветхого и Нового Завета,
1904, страница 79

Елизаветинская Библия (набор произведён по изданию 1900 года), Бытие 11

В Синодальном переводе написано, что строили башню, а в Елизаветинской Библии — что строили столп (столб). Оба перевода дают представление о том, что строили. Логика такая: если хотели построить башню (столп), чтобы добраться до кого-то (возвыситься до небес), то значит те, до кого хотели добраться, были реальными и осязаемыми. История с Вавилоном — прообраз программы по освоению космоса. Сейчас осуществляют планы по постройке супер-ракет (столпов).

Современные города-Вавилоны:

Макет космодрома «Восточный»

Космодром «Восточный»

Байконур

Космический центр имени Кеннеди

Башни/столпы:



Вавилон, по сути, был общей идеей, которую осуществляли те люди. Следует учесть, что всю историю о вавилонском столпотворении описали люди, которые имели уровень развития папуасов и наблюдали за тем, что делали, возможно, более развитые представители разумных существ. Эту мысль можно резво поймать в голове, зная, что такое культ карго. Чтобы что-то строить, нужно иметь организованное общество. Людей можно организовать как на благополучие и созидание, так и на идолопоклонство и деградацию. Главное в таких делах: кто организовует?

Комментарии